zakaz@bereg.ltd
143441, г. Москва, 69 км. МКАД, Международный торгово-выставочный комплекс «Гринвуд», стр. 9,

Свидетельство ФТС №1068/00 от 03.09.2019

Новости

  • Узнай о достижениях в компании
  • Актуальные изменения в законодательстве
  • Новости ВЭД со всего мира

28.03.2022

Кабмин внес в Госдуму законопроект о снижении штрафов за нарушения в сфере валютного контроля

24 марта 2022 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий снижение суммы штрафов для всех участников внешнеэкономической деятельности. Документ размещен в четверг в думской электронной базе.

Законопроект N 94339-8 «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях» внесен на рассмотрение в Государственную думу Правительством РФ и зарегистрирован в САДД Госдумы РФ. 

Законопроект направлен на изменения статьи 15.25 КоАП РФ (ответственность за нарушения в сфере валютного контроля) в части установления пониженных размеров штрафов за административные правонарушения для всех участников ВЭД за осуществление незаконных валютных операций, нерепатриацию экспортерами выручки в валюте РФ, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках (за исключением контрактов, связанных с экспортом леса и лесоматериалов), а также на устранение неравного подхода в отношении определения размера санкций за аналогичные административные правонарушения для отдельных субъектов правоотношений в валютной сфере.\

Законопроектом предусматривается исключение в статье 15.25 КоАП института «профессиональных участников внешнеэкономической деятельности» (ввели в 2020 году) для целей административной ответственности. Профучастниками ВЭД признавались по длительности работы на внешних рынках и сумме контрактов экспортеры или импортеры. Для них действовали льготные ставки штрафов за невозвраты экспортной выручки (3–5% от суммы, не зачисленной по условиям договора) и аванса, уплаченного за несостоявшуюся поставку товаров в Россию (3–5% от суммы невозвращенных в установленный срок средств).

Законопроектом вносятся изменения в части замены размера административного штрафа для должностных лиц за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, устанавливаемого в фиксированном размере, штрафом, исчисляемым в процентном отношении к сумме нарушения.

В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Законопроект поддержала правительственная комиссия по законопроектной деятельности, он будет рассмотрен после доработки на заседании правительства. В среднем поправки предусматривают сокращение размера штрафов за валютные нарушения в три раза. Поправки предусматривают, в частности, снижение штрафов:

• за неисполнение обязательств по внешнеторговому договору — с 5-30% до 3–5% от суммы денежных средств, причитающихся от нерезидента резиденту;

• за незаконные валютные операции — с 75-100% до 20–40% от суммы незаконной валютной операции;

• за невозврат (нерепатриацию) экспортной выручки по рублевым и валютным внешнеторговым договорам — до 3–5%, действующие штрафы: 3–10% по рублевым договорам и 5–30% — по валютным.

Точное значение штрафа, согласно законопроекту, будут определять органы власти, его назначающие, например ФНС, в зависимости от обстоятельств дела.

Неизменными (5–30%) останутся штрафы за невозврат денежных средств по договору займа, когда российский резидент одалживает денежные средства в любой валюте нерезиденту. С 1 марта 2022 года власти ввели запрет на предоставление новых займов от резидентов нерезидентам, но он распространяется лишь на займы в иностранной валюте. Если российская компания выдала такой заем до 1 марта или предоставила деньги в рублях, она может попасть под штраф в 5–30% от суммы займа за его невозврат со стороны иностранной структуры.

Платежи за импорт или займы в пользу нерезидентов являются популярным способом вывода капитала за рубеж при сомнительных операциях.

Законопроект Минфина согласовали Минэкономразвития, Минпромторг, Росфинмониторинг, ЦБ, следует из материалов по нему. Но ФТС возражает против снижения штрафов для экспортеров за невозврат валютной выручки — это, по ее оценке, «создает условия для бесконтрольного вывода из страны материальных ресурсов и негативно повлияет на формирование платежного баланса». ФТС и Минфин составили таблицу разногласий по этому пункту, следует из материалов к поправкам. Потерянный ориентир: почему рано прогнозировать инфляцию на 2022 год

Многие компании уже вынужденно нарушили требования валютного законодательства, и для них нужно предусмотреть освобождение от ответственности задним числом, пояснил РБК представитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Союз предлагает дополнить статью 15.25 КоАП — отдельным пунктом прописать, что резиденты освобождаются от ответственности за непоступление валютной выручки, если контракт был заключен до 24 февраля 2022 года, контрагент находится в недружественной юрисдикции и нарушает свои обязательства, а российский резидент никак не может на это повлиять.

Уполномоченный при президенте по правам предпринимателей Борис Титов направил 18 марта письмо главе Минфина Антону Силуанову. В нем он также предложил освободить российские компании от административной ответственности по статье 15.25 КоАП либо уголовной ответственности за неисполнение обязанности по репатриации выручки или хотя бы смягчить такую ответственность за формальные нарушения, допущенные из-за западных санкций. В письме Минфину он попросил приостановить проведение проверок соблюдения валютного законодательства со стороны ФТС, ранее их приостановила ФНС.

Последние новости