Свидетельство ФТС №1068/00 от 03.09.2019
Новости
- Узнай о достижениях в компании
- Актуальные изменения в законодательстве
- Новости ВЭД со всего мира
15.07.2022
ЕК опубликовала разъяснения для государств ЕС по транзиту в Калининград
13 июля Еврокомиссия опубликовала на своем сайте Руководство для государств-членов Европейского союза, в котором разъяснены особенности применения санкционных ограничений при транзите ряда товаров с территории РФ в Калининградскую область.
Руководство для государств — членов ЕС
1. В ответ на агрессию России против Украины ЕС принял ряд далеко идущих ограничительных мер против России в 2022 году. В частности, Регламент Совета (ЕС) 833/2014 («Регламент») устанавливает ряд конкретных и целевых ограничений на импорт и экспорт в отношении определенных товаров, происходящих из России.
2. Эти санкции оправданы и полностью совместимы с исключениями в области безопасности, предусмотренными в соответствующих международных соглашениях. В соответствии со статьей 19 и статьей 99 СПС запреты или ограничения на транзитные товары могут вводиться, если это оправдано, в частности, по соображениям общественной безопасности или защиты здоровья и жизни людей, или защиты интеллектуальной, промышленной или коммерческой собственности, а также для защиты основных интересов безопасности.
3. В то же время статья V ГАТТ и статья 12 СПС, а также Декларация Россия-ЕС 2004 года устанавливают общий принцип свободы транзита.
4. В настоящее время возник вопрос о том, запрещают ли эти ограничительные меры перевозку товаров первой необходимости транзитом через Европейский Союз между несмежными частями Российской Федерации. В частности, этот вопрос возник в отношении ряда санкционных товаров, таких как чугун и сталь, цемент и древесина, уголь и сырая нефть и нефтепродукты.
5. Настоящее Руководство не влияет на указания, предоставленные Комиссией в отношении применения санкций в других случаях.
6. Соответствующие торговые санкции ЕС в Регламенте регулярно запрещают «покупать, импортировать/экспортировать или передавать, прямо или косвенно [рассматриваемые товары], если они происходят из России или экспортируются из /в Россию».
7. В соответствии со статьей 3(l) Регламента автотранспортным предприятиям, созданным в России, запрещается перевозить грузы автомобильным транспортом по территории Союза, в том числе транзитом. Однако этот запрет не распространяется на перевозку товаров транзитом через Союз между Калининградской областью и Россией, при условии, что перевозка таких товаров иным образом не запрещена в соответствии с Регламентом. Поэтому транзит санкционированных товаров автомобильным транспортом запрещен.
8. Такой особый режим не применяется к железнодорожным перевозкам по одному и тому же маршруту, без ущерба для обязательства государств-членов осуществлять эффективный контроль, как указано ниже, в соответствии с законодательством ЕС.
9. Транзит санкционных товаров и технологий военного и двойного назначения, как определено в Регламенте (ЕС) 2021/821, запрещен в любом случае.
10. Государства-члены также должны обеспечить, чтобы санкционные товары, незаконно прибывшие в любую часть России, не могли перевозиться дальше через таможенную территорию ЕС.
11. Государства-члены несут юридическое обязательство предотвращать все возможные формы обхода ограничительных мер ЕС. С этой целью государствам-членам необходимо продолжать мониторинг двусторонних торговых потоков между несмежными частями Российской Федерации. Органы власти государств-членов должны осуществлять целенаправленный, соразмерный и эффективный контроль и другие соответствующие меры для предотвращения нарушения Правил ЕС.
12. Государства-члены должны проверять, остаются ли объемы транзита в пределах исторических средние показатели за последние 3 года, в частности, отражающие реальный спрос на товары первой необходимости в пункте назначения, а также отсутствие необычных потоков или моделей торговли, которые могли бы привести к обходу. В таком случае государства-члены должны принять все необходимые меры, предусмотренные законодательством ЕС, включая, в соответствующих случаях, отказ в транзите и задержание соответствующих товаров.
13. Власти государств-членов и Европейская комиссия должны продолжать сотрудничать и тесно координировать свои действия по этому вопросу. Комиссия готова предоставить государствам-членам дополнительные рекомендации, руководящие принципы для мониторинга двусторонних потоков, а также передовую административную практику и рекомендации для обеспечения единообразного применения.